Привет. Меня зовут Таня. Сейчас мне 24, у меня есть несколько близких друзей, на которых я могу рассчитывать, даже если мы не видимся часто. Но так было не всегда.


Когда я училась в школе, у меня была близкая подруга. Если вы когда-то думали, что ревнивыми могут быть люди только в романтических отношениях, – это не так. Моя подруга очень злилась, когда я хотела общаться с другими. При этом она не показывала свою обиду открыто. Она просто становилась отстранённой и холодной. Из-за этого я чувствовала себя виноватой. Я начинала извиняться, пытаясь вернуть её хорошее расположение ко мне. Мы могли не общаться неделю. А что такое не говорить с лучшей подругой неделю в школе?


Это значит всегда быть одному. На перемене – один. В столовую – один. За партой сидишь – один (или с тем, с кем не хочешь сидеть, и ещё неизвестно, что из этого хуже). Доходило до того, что я разговаривала со своими друзьями только вне школы.


Да, дружба тоже бывает абьюзивной, с манипуляциями и эмоциональными качелями. Только я тогда этого не понимала. Мне казалось, что если моя подруга перестанет со мной дружить, то я больше не найду такого хорошего друга. Но фактически она вызывала у меня зависимость. Становясь то понимающей и доброй, то закрытой и холодной, моя подруга расшатывала мою уверенность в себе.


В 11 классе она перестала со мной общаться. Спустя пару месяцев написала, что не хочет из-за обиды потерять меня навсегда. Мы снова стали дружить. Но моё лояльное отношение исчезло. Я стала замечать и другие черты неуважительного отношения. Мои вкусы, мои личные истории могли быть высмеяны. Со временем появился вопрос – могу ли я доверять этому человеку? Иначе что это за дружба – с вечной оглядкой на то, что ты говоришь?


Я поняла, что доверия нет. Нет основы любых взаимоотношений. Постепенно мы перестали общаться.

Татьяна Синяева, 24 года

Но не у всех, конечно, дружба бывает такой, как у меня. Я рассказала лишь одну из тысяч жизненных ситуаций. Какой она бывает ещё? Загляни в нашу подборку – там ты найдёшь разные истории:

«Маленький принц»
«Маленький принц» – это повесть-сказка французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Но пусть тебя не вводит в заблуждение слово «сказка». Это история, в которой найти что-то важное для себя могут в том числе и взрослые.

Образ Маленького принца впервые возник в письме Леону Верту (друг писателя), которому он позже посвятил свою книгу. Некоторые биографы даже пишут, что однажды Экзюпери приручил в пустыне маленькую лисичку – настолько события в книге пересекаются с его собственной жизнью. Кроме того, первый самолет, на котором летал писатель, носил название «А 612». А планета Маленького принца – это астероид «Б 612».
История создания произведения начинается в 1942 году в Нью-Йорке. Экзюпери обедал с издателем Куртом Хичкоком. Писатель рисовал на салфетке мальчика с крыльями. На вопрос издателя, кого он рисует, ответил: «Это просто маленький друг, которого я ношу в своем сердце». На это Хичкок предложил написать сказку об этом друге.
Главный герой посещает разные планеты, в том числе Землю. Он узнаёт, что такое дружба, верность, ответственность.
Маленький принц не один, у него есть мудрый друг – Лис. Он и открывает герою важную истину: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Начиная общаться с кем-либо, мы формируем у него привязанность к нам. Значит, не можем просто так взять и отказаться от этих отношений.
Эта сказка в том числе об одиночестве, о любви, об утрате. Написана книга довольно простым и понятным языком, но герой рассуждает о важнейшем: о жизни, взрослости, человеческой природе.
Антуан де Сент-Экзюпери прожил недолго – 1900-1944. Точная причина его смерти неизвестна до сих пор. Он сам был лётчиком, так что эту историю можно назвать автобиографичной. Сент-Экзюпери летал на почтовых линиях, потом был начальником аэродрома. Когда началась война, Экзюпери стал военным лётчиком. В перерывах между боями он рисовал крылатого мальчика. Потом вместо крыльев появился шарф. Не все знают, но рисунки в книге принадлежат самому Экзюпери. Это не просто иллюстрации – это часть произведения. Сами герои повести ссылаются на рисунки.

«Маленький принц» в итоге стал самой успешной работой писателя. И это неспроста. Книга прекрасна в своей простоте и глубине одновременно. Экзюпери создал бессмертное произведение.
«Мальчик в полосатой пижаме»
«Мальчик в полосатой пижаме» – это книга о Холокосте, рассказанная Бруно, маленьким мальчиком родом из Германии. Автор – Джон Бойн – не был участником описываемых событий, он родился в Дублине в 1971 году. Роман принёс ему мировую известность: продано свыше 5 миллионов экземпляров книги. Кстати, по роману снят фильм. В 2008 году он был экранизирован режиссёром Марком Херманом. Несмотря на то, что описываемые события случились давно, эта история затрагивает каждого.
События Второй мировой войны показаны через детский, ничего не понимающий в мире неравенства взгляд ребёнка. Важным событием для маленького героя становится случайное знакомство с еврейским мальчиком. Так начинается история большой дружбы. Дружбы, не знающей границ.
Холокост – это преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны. Это систематическое преследование и уничтожение европейских евреев. Несмотря на возраст главного героя, книга эта – серьёзная, глубокая и взрослая.
Если порой тебе кажется, что ты ограничен в выборе, прочитай книгу Бойна. Там ты узнаешь про дружбу, не скованную внешними социальными обстоятельствами, про ограничения, которые есть только в умах взрослых людей (кстати, этим книга похожа на «Маленького принца» Экзюпери).
«Старик и море»
Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», вышедшая в 1952 году, во многом связана с биографией самого писателя. Хемингуэй любил море, и, как отмечал один из исследователей его творчества, ко второй половине XX века мечтал написать большую трилогию «о земле, море и воздухе». Повесть про старика задумывалась автором как начало.

История эта о старом рыбаке и мальчике, вдохнувшем в него веру в себя: «Не было ещё хорошей книги, которая возникла бы из заранее выдуманного символа, запечённого в книгу, как изюм в сладкую булку. Сладкая булка с изюмом хорошая штука, но простой хлеб лучше. Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул».

Важнейшей гранью этой истории о «настоящих» людях, конечно, являются взаимоотношения двух персонажей – рыбака Сантьяго и его ученика, мальчика Манолина.

Рыбак оказывается в непростой ситуации: в последнее время он не получает улов, за что окружающие окрестили его «salao, то есть “самым что ни на есть невезучим”». Однако в этом положении он не остался без поддержки. Манолин, которого Сантьяго учил рыболовному искусству с 5 лет, несмотря на запреты отца, продолжает заботиться о старике, передавая ему надежду на лучшее.
Дружба, существующая между героями, с одной стороны, – инструмент морального и социального развития для юного Манолина, получившего от старика знания и опыт матерого рыбака, шире – призвание. С другой стороны, эта дружба помогает старику, находящемуся на грани отчаяния, верить. В переломный момент жизни именно память о мальчике, видящем в своем старшем товарище наставника, не позволяет Сантьяго сдаться перед стихией и необузданной силой природы:
В борьбе за жизнь Сантьяго выходит победителем. Он возвращается к мальчику и дарит ему громадный меч рыбы, что является высшим символом благодарности за дружбу и искренность, не давшим старику погибнуть в тяжелейшем испытании и позволившим ему сохранить волю и силу духа.
Дружба, поддержка, забота, сила духа – всё это не новые понятия. Однако в этой простоте кроется главное: не будь у старика мальчика-ученика, который единственный в мире остался рядом и до последнего верил в силу человеческого духа, Сантьяго не одолел бы саму природу. Закономерное течение жизни предполагает, что и мальчику была необходима «победа» его наставника, поскольку она возвращает, укрепляет веру самого Манолина в человека, в возможность совладать с морем, которое здесь аллегорически воплощает непреодолимые трудности. Таким образом, дружба спасла не только старика, но и мальчика. Теперь его путь становления личности определён и не туманен, ведь учитель показал ему силу человеческих возможностей.

Почитаем что-нибудь ещё?

Made on
Tilda