Меня зовут Ангелина. Сейчас мне 23, но в 15 лет я была близка к тому, чтобы начать общаться с плохой компанией. Тогда я не понимала, что совершаю серьёзный выбор, который повлияет на всю мою дальнейшую жизнь. Дело было так: я жила в маленьком городе и ходила в одну школу с первого класса. Мы с одноклассниками тусовались в одной компании просто потому, что учились вместе. Но, чем старше мы становились, тем чётче я понимала, что все люди очень разные.


У меня была подруга, с которой мы общались очень близко с детского сада: ходили друг к другу в гости с ночевкой, строили шалаши, играли в куклы, пили чай из игрушечной посуды, вместе готовились к контрольным в школе, переживали первую любовь. В один момент она стала общаться с ребятами постарше. Как следствие, общих интересов у нас с ней становилось всё меньше.


В этом возрасте ты часто держишься за людей, потому что боишься, что никого ближе у тебя уже не будет. Поэтому я несколько раз ходила на встречи с её друзьями, на которых мне было некомфортно. Я не понимала этого, но сделала правильный выбор в пользу себя, своих ценностей и интересов. Мы перестали общаться.


И пусть для некоторых своих одноклассников я навсегда останусь «пай-девочкой». Важно не это. Важно то, что настоящие друзья у меня появились позже. И ради них не нужно было меняться и предавать себя.


Выбор – это про ответственность и последствия. Выбор партнёра, друзей, учебного заведения, профессии – все эти решения формируют личность и определяют путь в жизни.

Ангелина Санарова, 23 года
«Убить пересмешника»
«Убить пересмешника» — знаковое во всех отношениях произведение, опубликованное в 1960 году. События в нём разворачиваются во время Великой депрессии, когда в США резко упал уровень жизни, значительная часть населения потеряла работу и сильно обнищала. А ещё в те времена обычными явлениями (особенно в южных штатах) были насилие, расизм и социальное неравенство. Молодая и неравнодушная писательница Нелл Харпер Ли не могла об этом молчать.
Главная героиня книги — шестилетняя Джин-Луиза Финч, которую близкие называют Глазастик. Она живёт в вымышленном городе вместе с братом Джимом и отцом Аттикусом, юристом, который выстраивает стратегию защиты чернокожего мужчины-насильника, хотя на самом деле никого он и не насиловал. Весь город осуждает Аттикуса за это, а его детей постоянно дразнят. Но мужчина всё равно старается довести дело до конца.
Нелл Харпер Ли родилась в 1926 году в городе Монровилле, штат Алабама. Её семья была довольно известной в масштабах маленького городка. Отец Нелл — Амас Колман Ли — был предпринимателем, юристом и главным редактором местной газеты. Мать, Франсес Каннингем Финч Ли, занималась домашним хозяйством.

Книга во многом автобиографична. Одного из главных героев своего романа — Аттикуса Финча — писательница наделила чертами своего отца. Джим — брат Глазастика — был полностью списан со старшего брата. А прототипом тёти Александры — сестры Аттикуса — стала её мама.

Описывая сцены суда, Нелл явно вдохновлялась увиденным ею в детстве. Как и Аттикус в «Убить пересмешника», Амас Ли однажды выступал защитником двух чернокожих, убивших пожилого белого мужчину, владельца небольшого магазинчика. Жюри присяжных, полностью состоявшее из белых мужчин (в их числе, к слову, был сын убитого), единогласно признало подсудимых виновными. Их линчевали, а Амас Ли был поражён несправедливостью суда и больше никогда не возвращался к адвокатской практике.
Особенно интересно название книги. «Пересмешник — самая безобидная птица, он только поёт нам на радость. Пересмешники не клюют ягоды в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника — грех». Пересмешник — метафора. Ни в чем не виновные люди, которые страдают из-за жесткости общества. Убивают ли в книге пересмешника? Узнаешь после прочтения.

В книге происходит столкновение взрослого и детского миров. Для этого автор прибегает к так называемому контрапункту (противопоставлению): рассказчиком выступает ребёнок, он не понимает реалий действительности.

Здесь также стоит упомянуть ещё об одной магистральной теме — ксенофобии. Ксенофобия — страх и неприязнь по отношению к любым «другим» людям, которые не похожи на нас, а их образ жизни, ценности и установки непонятны или просто неизвестны нам. Здесь важно понимать контекст: в США южные штаты всегда считались расистскими (они выступали против отмены рабства, для них это было очень выгодно). Из-за этого и возникали подобного рода ситуации, когда преступления откровенно «спихивались» на невиновных чернокожих. На эту проблему и обращает внимание Харпер Ли.
Так как же в книге раскрывается тема выбора и свободы? Семья главной героини выступает нравственным ориентиром – они выбирают жить по закону, без предрассудков и ксенофобии. Они свободны, смотрят на людей вне цвета кожи и социальной принадлежности. Это ключевая мысль автора: наказывать людей только за какие-то внешние данные — то же самое, что убить пересмешника.
«Повелитель мух»
История создания романа началась в 1940 годах, когда Уильям Голдинг работал учителем. Он был глубоко впечатлён злодеяниями, совершёнными людьми во время Второй мировой войны, и начал размышлять о человеческой природе и предрасположенности каждого к злу. Эти размышления привели его к написанию «Повелителя мух».

Голдинг также использовал свой опыт участия в военных действиях. Он служил в Королевском военно-морском флоте Великобритании во время войны и был свидетелем многих ужасов, которые совершали люди.

Когда Голдинг начал писать «Повелителя мух», он не ожидал, что книга станет столь успешной и влиятельной. Он просто хотел исследовать так называемые «тёмные стороны» человеческой природы и показать, как легко люди могут терять свою человечность в экстремальных ситуациях.

Сначала роман и не вызвал особого интереса у издателей. Всё шло по плану — его рукопись была отвергнута двадцатью одним издательством. Только после того, как одна из редакторов прочитала рукопись и увидела в ней потенциал, «Повелитель мух» был наконец опубликован.

В центре сюжета мальчики от 3 до 14 лет, которые оказались на необитаемом острове и вынуждены выживать. Они сталкиваются со множеством недетских трудностей. Например, им необходимо решить, как делить обязанности, кто будет главным и в каком русле будет развиваться их община. Перед героями произведения встаёт сложный выбор: остаться цивилизованными людьми, которыми они были дома или поддаться животным инстинктам и установить новый порядок?

Человека от животного отличает умение общаться и договариваться. Но у ребят с этим тоже возникали трудности. Как и у всех иногда. Коммуникация и понимание между людьми не всегда возможны, даже если они находятся рядом друг с другом.
Голдинг даёт поразмышлять ещё и вот над чем: предрасположены ли мы к злу? Человек в обществе воспитан таким образом, чтобы не причинять другим боль и поступать правильно. А если отбросить условности и мораль в сторону? Как наша природа будет проявляться в самых неожиданных ситуациях? Свойственно ли нам добиваться и бороться с ожесточением?

«Фотография, на которой меня нет»
«Фотография, на которой меня нет» – рассказ красноярского писателя Виктора Петровича Астафьева из сборника «Последний поклон», написанный в 1964 году. 1 мая 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения писателя. Произведение является автобиографическим. Прототип главного героя – сам Виктор Петрович.

Главное событие в рассказе – приезд фотографа из города в деревню для того, чтобы сделать школьную фотографию. Это было очень важное событие для всех. Но, к сожалению, главный герой рассказа, Витя, не смог попасть на фотографию.
Витя и его друг, Санька, хотели подраться за места на фотографии, но другие ребята прогнали их из решения вопроса о распорядках.
Витя сильно застудил ноги.
Как раскрывается тема выбора в рассказе? Утром за другом зашёл Санька, чтобы пойти вместе в школу фотографироваться. Витя очень хотел пойти, но чувствовал себя плохо, бабушка его не пускала. Санька постоял, подумал и решил тоже не идти.
Поступок Саньки – пример настоящей дружбы и самоотверженности. Он мог сделать и другой выбор – пойти фотографироваться. Но мальчик смог отказаться от чего-то важного и неповторимого ради своего друга.

В рассказе также есть образ учителя, который является уважаемым человеком в деревне. Он полностью посвящает себя воспитанию и обучению деревенских детей. Именно он приносит фотографию, на которой главного героя не оказалось. Это служит примером доброты и сопереживания.

Витя, когда учитель приносит фотографию, рассматривает её и с горечью рассуждает:

Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование ведётся от лица рассказчика – сначала маленького мальчика, а заканчивается взглядом взрослого человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Так, перед глазами читателя проходит и довоенный период, и послевоенный.

Очень теплое и доброе произведение Виктора Петровича учит ценить настоящее и хранить воспоминания, быть добрым и дружить, сопереживать и заботиться о ближнем.

Почитаем что-нибудь ещё?

Made on
Tilda