Очень сложно, а порой даже невозможно простить предательство. Когда человек подрывает твоё доверие, ты и дальше всегда будешь ждать от него подвоха.


Меня зовут Ангелина. Когда я училась в музыкальной школе, мы с лучшей подругой были претендентками на участие в конкурсе по фортепиано. Место от школы было одно. Учителя устроили прослушивание, чтобы решить, кто пойдёт выступать. Мы активно поддерживали друг друга, давали советы и даже вместе репетировали. По крайней мере, я считала, что мы обе были искренни.


За день до конкурса подруга сообщила мне, что учителя перенесли время, а я даже не могла подумать, что та может соврать, поэтому уточнять у своей преподавательницы не стала. Когда учительница позвонила и спросила, где я, внутри меня что-то треснуло. Окончательно всё надломилось, когда подтвердили, что никто не переносил время. На вопрос, зачем она это сделала, подруга сказала, что знает мои навыки и что я бы всё равно не прошла. Учительница успокаивала, что сможет перенести дату, но мне было настолько обидно, что я отказалась и от прослушивания, и от конкурса. С той девочкой я больше не общалась. Кстати, учителя её не допустили на конкурс, и вскоре она бросила музыкальную школу, не доучившись.


Мне было 14, и это казалось самым сильным предательством в жизни. Сейчас, вспоминая об этой ситуации, я понимаю, что мне не стоило сдаваться и всё-таки выступить, однако тогда все старания казались бессмысленными, ведь человек, которому я больше всего доверяла, обошёлся со мной несправедливо.

Ангелина Саламатова, 22 года
Вот в каких произведениях поднимается тема предательства:

«Овод»

В жизни каждого грамотного человека есть книга, сыгравшая большое значение в его судьбе. Зачастую это вовсе не роман гения, это рядовая книга скромного автора. Для двух поколений русских людей такой книгой был «Овод» Войнич.

©️ Варлам Шаламов


«Овод» – это революционно-романтический роман Этель Лилиан Войнич, вышедший в 1897 году и ставший одной из любимых книг молодых людей в России. Восхищались ей Максим Горький и Владимир Маяковский, Алексей Маресьев и Юрий Гагарин.

Вообще, роман о революционном движении. Но нас интересует в данный момент другая тема, которая раскрывается в произведении, – предательство.

Главный герой произведения – Артур Бертон. Его предают самые близкие люди, которым он доверял и которых любил.

Спустя 13 лет он возвращается в это общество под псевдонимом Овод с другой внешностью, чтобы его никто не узнал. Артур – герой сильных и цельных чувств. Именно потому, что он так сильно любит Монтанелли, своего отца, он не может простить его обман, не может примириться с ним. Именно потому, что он так сильно любит Джемму, свою возлюбленную, он не может простить её пощечину. Дело не в самом оскорблении, а в том, что она усомнилась в его честности, мужестве, верности своим убеждениям, а этого он не может простить никому.
На протяжении всего романа Артур показывает себя как антипод миру трусливых и расчётливых людей. И предательство преследует его со всех сторон, поскольку именно оно является маркером отвержения обществом таких смелых личностей, борющихся за правду и свободу от предрассудков.
В конце произведения герой, оставленный всеми, погибает. Однако его сильный дух, верность собственным чувствам и ценностям не позволяют очерстветь, и Артур приходит к прощению. Финальное письмо Джемме можно считать важным моральным уроком для читателя: как бы враждебно ни был настроен к тебе мир, нужно оставаться человеком, не держать внутри себя злобу и обиду, отравляющие душу и разрушающие твоё достоинство.
«Чучело»
Владимир Карпович Железников известен как писатель, посвятивший своё творчество детству и взрослению. Его книги входят в школьную программу и даже переведены на несколько языков.

Писать Владимир Карпович начал рано. В девять лет он вёл дневники, а после получения юридического образования поступил в литературный институт. Первая его книга — сборник рассказов «Разноцветная история» — вышла в 1960 году.

Писатель уделяет внимание детскому мировосприятию, когда событие незначительно для взрослых, а для ребёнка сродни трагедии. Он говорит не только о том, какими должны расти дети, но и о том, какая ответственность лежит на взрослых; поднимает тему отношений в семье, школе, повседневной жизни. Жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных — лейтмотив всего его творчества.

Повесть «Чучело» была написана в 1975 году, и изначально это был сценарий. Госкомитет не одобрил фильм о жестокости советских подростков. Тогда-то Железников и переработал сценарий в повесть, которую опубликовал в журнале «Пионер».
В 1981 году повесть вошла в книгу «Ухожу из детства», где в предисловии писатель отмечал: «Чем раньше человек задумается об окружающем мире, о своём месте в нём, о ценностях его... тем быстрее превратится в личность».

Ситуация, описанная в «Чучеле», произошла с родственницей Железникова: «Это была история моей родной племянницы из Нижнего Новгорода. Она взяла на себя чужую вину, и одноклассники её затравили, а учитель, который должен был во всём разобраться, слёг с инфарктом. Она мучилась несколько недель, пока правда не выплыла наружу».
Главная героиня — Лена Бессольцева, неловкая, наивная, при этом открытая и искренняя. Она даже не понимает злых смешков над ней и её дедушкой, искренне воспринимая их как дружеские шутки. Она не бросит человека в беде:
На каникулах класс должен ехать в Москву, но дети сбежали с урока, и в наказание поездка для ребят не состоялась. Выдал их учительнице Димка Сомов. Лена Бессольцева взяла его вину на себя, видя, что Сомов сомневается: ведь если он признается, то потеряет авторитет в классе. Лену подтолкнули к этому симпатия и вера в порядочность одноклассника, который пообещал, что всё расскажет друзьям. Однако Димка не только не признался, но даже стал участвовать в травле героини:
В повести главной проблемой становится детская жестокость и травля в группе. С другой стороны проблемой становится стремление выжить в коллективе. Димка, желая быть благородным, но при этом не жертвовать и не терпеть неудобства, сначала помогает, а потом предаёт Лену, которая успела ему довериться и даже влюбиться.

У каждого в классе есть чёрствая сторона. Валька — живодёр, Шмакова — манипулятор, а Миронова настолько радикально относится к оступившимся, что становится инициатором травли. Подростки жестоко обращаются не только с Ленкой, но и с учительницей в отместку за наказание. А самое ужасное, что они не меняются и перебрасываются на следующую жертву — Димку. Признав неправоту перед Ленкой, они так и не осознали, насколько ужасные вещи творят, и находят новый объект ненависти, отказываясь признавать собственные изъяны.

Основная идея повести — необходимость остаться человеком в любых условиях и не предавать друзей. Важна и ответственность взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не поднял вопрос о конфликте, а учительница даже не заметила происходящего с детьми.

Почему происходит жестокость среди школьников и кто в этом виноват? Эти серьёзные вопросы ставит Железников, и об этом призывает нас задуматься «Чучело».
«Искупление»
«Искупление» — роман Иэна Макьюэна, вышедший в Великобритании в 2001 году. Произведение кажется одним из самых интересных экземпляров современной прозы: постоянная смена точек зрения, перемещения по времени и жестокое предательство — всё это вызывает неподдельный интерес.
Сюжет романа достаточно сложен, поэтому давай по порядку. У нас есть два влюбленных героя: Сесилия, дочь богатого политика, и Робби, сын бывшего садовника семьи Сесилии. Третья важная героиня — сестра Сесилии Брайони, мечтающая стать писателем. Есть и другие родственники и знакомые (но они уже не столь важны для нас): брат Сесилии и Брайони Леон, его друг Пол Маршалл, кузина Сесилии и Брайони Лола и два её маленьких брата.

У нас есть три временных линии. Первая – стартовая. Дело происходит в родном поместье Сесилии. По большей части здесь мы видим становление отношений героев, описание их характеров. Ключевой точкой в сюжете становится Брайони. Она пристально наблюдает за развитием отношений Сесилии и Робби, но неправильно их интерпретирует и приходит к выводу, что Робби – опасный маньяк. Когда оказывается, что некто изнасиловал Лолу, Брайони даёт показания, что это был Робби (хотя точно она этого не видела), и его отправляют в тюрьму.
Во второй части Робби, досрочно вышедший из тюрьмы, принимает участие в неудачных действиях английской армии во Франции, после длительного бегства попадает в Дюнкерк (можешь даже не читать историческую справку, Макьюэн всё и так отлично объяснит). Кстати, тебя ждёт очень много натуралистических сцен и того, без чего не обходится война: тонны крови и жестокости.

Читатель узнаёт, что Сесилия и Робби переписываются, Сесилия и Брайони работают медсёстрами и ухаживают за ранеными, причём Брайони делает это в качестве послушания, движимая чувством вины. Сесилия порвала отношения с ней и со всей семьёй. Брайони пишет первый вариант романа «Двое у фонтана», где частично раскрывается история Сесилии и Робби. Журнал отвергает рукопись, потому что она недостаточно раскрывает историю отношений влюблённых, что соответствует истине.
В заключительной, третьей части в центре повествования Брайони. Она узнаёт о свадьбе Маршалла и Лолы и осознаёт, что оклеветала Робби и что насильником был Маршалл, разбогатевший к тому моменту на поставках шоколада в армию. После посещения свадьбы повествователь сообщает, что Брайони встречается с Сесилией и видит у неё Робби, вернувшегося с войны. Они вместе решают, что Брайони откажется от своих показаний и начнёт процесс по оправданию Робби.
Центральной темой здесь выступает предательство (и способы его дальнейшего искупления). Одна маленькая ошибка (это самое предательство) может изменить не только твою жизнь, но уничтожить всё вокруг тебя. Так случилось и с героиней романа – жизни сестры и её возлюбленного разрушены, а ей самой предстоит всю жизнь переживать муки совести. В причинах такого поступка Брайони и дальнейшей её трансформации мы предлагаем тебе разобраться самому (будь внимателен к деталям).
Обрати также внимание на ещё одну интересную деталь – наличие большого количества точек зрения, которые постоянно сменяются. В романе взаимодействуют «голоса» и «точки зрения» многих персонажей, создавая единую повествовательную картину и представляя собой полифонию, то есть многоголосие. В одном сознании могут сосуществовать «голоса» и сознания разных героев – так, внутренняя речь персонажа может содержать «чужие слова», принадлежащие другим персонажам. А вот почему так – поймешь только в конце (извини, спойлеры никто не любит).

Почитаем что-нибудь ещё?

Made on
Tilda